
Эта глава довольно разнородная и посвящена разным аспектам группового поведения человека. А именно, люди способны с сложному кооперативному поведению, как появилась такая способность и каковы ее механизмы? Многие из обсуждаемых вопросов меня не заинтересовали. Например, Хайдт считает, что важную роль в формировании инстинктов группового поведения сыграл групповой отбор (group selection). Теоретически он возможен, если соревнование внутри группы подавлено. Такое подавление может возникнуть из-за культурных факторов (например, люди внутри племени договариваются, что будут наказывать free riders и bullies). Альтернативное объяснение - это просто обратное влияние культурных факторов на обычный естественный отбор ("self-domestication"). Например, если племя систематически наказывает антисоциальное поведение (допустим, изгнанием), то это ведет к уничтожению соответствующих генов. Хайдт считает, что роль играет и первое, и второе. Он меня не особенно убедил, но мне и сам вопрос неинтересен.
Довольно много страниц потрачено на спор с "Новыми атеистами" (Докинс, Деннетт, Харрис). Хайдт отстаивает точку зрения, согласно которой религия это полезная адаптация, помогающая людям кооперироваться, а вовсе не "паразитический мем". Я в это охотно верю, так что часть этого обсуждения я просто пропустил.
Конец главы более интересен, потому что Хайдт возвращается к политике. Во-первых, он приводит некоторые данные, которые говорят о том, что политические пристрастия во многом объясняются индивидуальными психологическими предпочтениями, которые в свою очередь имеют большую генетическую компоненту. Например, identical twin studies говорят об этом. Далее, либералы менее остро реагируют на потенциально опасные вещи, более позитивно относятся к новому. Консерваторы более склонны везде видеть опасности. (Тут не могу не вспомнить замечательный мультик The Croods, про первобытных людей, где главный герой рассказывает своим детям такую сказку: "There once was a little bear who was very curious. Once, he saw something new... and then he died!") Во-вторых, Хайдт, в духе кота Леопольда, приводит основные идеи всех трех направлений американской политики (либералы, либертарианцы, консерваторы), которые ему кажутся верными, и с которыми все могли бы согласиться. Либералы: "Иногда госрегулирование работает и помогает решить социальные проблемы, в частности, проблему еxternalities". Кроме того, государство -
единственное средство как-то обуздать власть мега-корпораций. Либертарианцы: "free market is miraculous". Консерваторы: существующие институты (например, семья, религиозные организации) играют важную роль, и попытки социального переустройства часто ведут к неожиданным отрицательным эффектам.
Наконец, Хайдт сетует на поляризацию американского общества, но не предлагает никаких способов ее преодолеть, кроме как завести себе друзей с другими политическими пристрастиями.